В какую комбинацию может вылиться смесь детского увлечения хендмейдом и диплом математика, откуда ждать вдохновения, как колдовать в домашних условиях рассказывает графический дизайнер Наталья Белоусова.
Когда ты поняла, что тебе нравится быть дизайнером и почему тебе это нравится?
Такого дня, чтобы я проснулась и поняла, что пора в дизайн, не было. Скорее, я бессознательно и не спеша к этому шла с детства.
Где-то с первого по четвертый класс я буквально прожила на кружке «Умелые руки». Он находился напротив моего дома, поэтому мой распорядок на каникулах выглядел так: проснуться, позавтракать и мастерить, пока не выгонят. Я до сих пор люблю производить что-то руками.
![Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-2 Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-2, Ручная работа](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/14029328907577576095333307164223287067807o_5f2aaf323be8a.jpg)
В старших классах я некоторое время посещала художественную школу. Стыдно признаться, в большей степени не за рисованием, а чтобы интересно проводить время. Потому что в художке очень классная обстановка. Чего стоят одни только истории Юрия Васильевича Затеры. Но когда мы проходили коллаж, я залипла в прямом смысле. Вот же оно, то, от чего невозможно оторваться. Я клеила на уроках, дома и даже когда тема уже была пройдена.
Почему мне это нравится? Потому что дизайн — это работа без границ. Потому что есть возможность использовать фантазию. Конечно, всегда приятны хорошие отзывы. А когда говорят «Вас нам порекомендовали», я просто таю от счастья.
Как дизайнер видит мир в отличие от не-дизайнера?
Вопрос предполагает, что я отвечу, будто дизайнеры — это сказочные эльфы, которые не похожи на остальных людей? На самом деле представители всех профессий пропускают действительность через свой опыт. Потому что-то, с чем ты сталкиваешься в основной деятельности, постоянно присутствует в голове. К примеру, электрик не может не замечать недостатки в укладке проводки.Поскольку я работаю с образами, у меня свой багаж насмотренности: картинки, композиции, сетки, буквы… Дизайнер обладает некоторым знанием о том, как лучше упорядочить элементы и, хочешь не хочешь, глядя на происходящее в вокруг, ты накладываешь свой имеющийся опыт на то, что есть. Например, несуразная вывеска, неудачная реклама, билет, сертификат, указатель…, прокручиваешь в голове, что бы поменяла, чтобы исправить внешний вид. От этого ощущения невозможно отделаться. Хочется задать вопрос: «Почему так? Можно же лучше». Попадаешь в классное кафе или ресторан, а у них некрасивое меню. В итоге вместо выбора блюд рассматриваю верстку. Наверное, можно сказать, что дизайнер видит мир с теми корректировками, которые он бы внес.
![](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/1924809815752764024909958915358166966217971n_5f2aaf308818b.jpg)
Как все начиналось?
Началось с двух неожиданных поворотов. В школе мне казалось, что лучше Юридической академии не существует. Но по окончании 11 класса я оказалась на физмате. До сих пор рада, что со мной случилась математика.
Второй поворот случился, когда после первого курса универа очень захотелось работать, я попросилась в местную рекламную газету дизайнером. Поскольку ни опыта, ни знаний не было, меня попросили до понедельника (а это было в пятницу) выучить программы, в которых они работают. Выучила, конечно, и меня взяли. Сразу все было очень страшно и казалось, что не получится. В Бердянске на тот момент не было образовательных проектов, но очень помог интернет. Я выкачивала книги, смотрела разборы, все, что находила, поглощалось с интересом.
![Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-3 Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-3](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/8895847830538965746289636952230323283296256n_5f2aaf3031f33.jpg)
Где тебе еще довелось работать до того, как достичь сегодняшнего уровня?
После окончания университета я перешла в новостную газету, это был очень интересный опыт. Тогда интернет-новости еще не были на первом месте и бумажные газеты были достаточно популярны. Работала с тем, о чем люди узнают только завтра, внутренняя сторона новостных процессов страшно интересна. Со временем я решила, что хочу быть ближе к графике, и перешла из газеты в рекламное агентство.
Постепенно нарабатывалось портфолио и репутация. Дополнительных заказов становилось больше. Вместе с ними рос опыт ведения переговоров и презентации проектов. Вышло так, что я полностью перепрофилировалась в графического дизайнера, сосредоточившись на айдентике (identity design), упаковке/этикетке и печатной продукции.
Наработав достаточный опыт, приняла решение двигаться дальше самостоятельно. Сотрудничала напрямую с организациями и дизайн-студиями как в Украине, так и за ее пределами.
Какова география твоего сотрудничества?
Наиболее длительное сотрудничество сложилось со студией Good!Good! Brands (goodgoodbrands.com, Польша), fresh-d.net (Днепр, Украина), Pavlov.ua (Украина). В это же время получила приглашение к публикации в международном сборнике фирменных стилей Do Not Disturb. Поскольку при наличии интернета никаких границ не существует, работала с заказчиками из Норвегии, Канады, Англии, стран арабского мира, США.
Откуда берется вдохновение?
Вдохновляет все что угодно. И ожидаемо, когда ты сознательно пытаешься вдохновиться, рассматривая готовые кейсы, какие-то композиции, фотографии, и неожиданно, когда идея сама приходит в голову, универсального способа нет.А бывает, что идеи приходят, например, в душе, вода на голову капает и появляются мысли. А однажды, благодаря банальному анекдоту «Я, х….ею, дорогая редакция», — пишет нам шестилетняя Оля…» родился фирменный стиль для одного проекта, причем попадание было с первого раза, без правок, заказчик был доволен этим решением. Порой идеи берутся из слов, из фильмов, из книг. Никогда не знаешь, как твой имеющийся опыт соединится с текущей ситуацией, в какую необычную форму оно выльется. Чем больше образов поглощаешь, тем интереснее комбинации выходят на финише.
![](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/139073411046552462197824353702822858834239n_5f2aaf32ad2b0.jpg)
С чего начинается работа?
Любая работа начинается с разговора с заказчиком. Обсуждаем задачу, я пытаюсь узнать, что есть, что нужно, как человек представляет себе конечный результат. Это необходимо для того, чтобы понять, что делать. От правильно описанной задачи очень сильно зависит результат, и скорость работы, и попадание. Следующий этап – это эскизы, наброски, концепции.
Что посоветуешь начинающему дизайнеру?
Не помешает держать глаза открытыми. Не бойтесь делать, всегда есть ctrl+z. Обучение, конечно, приветствуется в любых видах. Тем более сейчас есть очень крутые курсы, после которых за студентами стоит очередь из работодателей. Хороший вариант – устроиться, пусть и пятым помощником ассистента, но в классную команду. В бою все это проходит намного быстрее, намного эффективнее, намного интереснее.
С чем тебе интереснее работать?
Я очень люблю работать с упаковкой, потому что результат чаще всего можно потрогать, посмотреть. Мне очень нравится видеть, как плод моего труда стоит где-нибудь на полке.
И еще мне нравится показывать людям, которые не связаны с профессией, друзьям, знакомым, как можно улучшить внешний вид их продукта. Сейчас у всех направлений деятельности очень популярен инстаграм, многим необходимо оформлять свои сториз, посты, прайсы, отзывы. Поскольку человек непрофессионал в вопросах работы с текстами, чаще всего получается не совсем хорошо. Мне нравится подсказывать, как минимальными усилиями можно все это причесать, привести к более профессиональному виду.
Почему ты начала организовывать проведение семинаров для дизайнеров?
В первую очередь ради себя. На тот момент в нашем городе ничего подобного не проводилось. Я решила, что хорошо бы выступить организатором мастер-классов по дизайну, каллиграфии, шрифтостроению, логотипостроению, приглашала спикеров, полностью занималась подготовкой. Мне было интересно собрать компанию таких же увлеченных людей, которые могли бы разделить со мной удовольствие от обучения.
![Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-15 Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-15, Наталья Белоусова](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/09_5f2aaf35301ba.jpg)
Помимо семинаров я несколько лет выступала организатором дизайн-просмотров Behance Portfolio Review от комьюнити Behance. Недавно я получила предложение провести онлайн-курс для не-дизайнеров. Чтобы люди могли покрывать свои бытовые нужды без глубокого погружения в профессию. Ничто так не систематизирует собственные знания, как необходимость рассказать о них другим людям. И, конечно, результат – это очень сильно вдохновляет, когда люди, которые до этого не умели и были уверены, что не они нетворческие, добиваются результата. Мне было очень приятно получать отзывы от участников, всегда приятно вдохновлять кого-то.
Профессиональный профиль дизайнера Натальи Белоусовой:
https://www.behance.net/natic
![Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-17 Наталья Белоусова: «Дизайн — это работа без границ», фото-17, Behance](https://s.06178.com.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/389/1473120913004622399724145942421620339924155n_5f2aaf316e6a9.jpg)
Чем ты занимаешься сейчас?
По-прежнему сотрудничаю с различными организациями. Прохожу курс анимации. Делаю упаковки. Очень хочу доделать наконец свой шрифт. Сейчас думаю над стартом второго потока онлайн-курса. Интересно, что в связи с кризисом активная деятельность не остановилась, а наоборот приняла новые грани и стала еще более востребованной.